Символическое значение украшений-оберегов в мировоззрении казахского народа

На протяжении многих столетий казахские ювелирные украшения были и остаются неотъемлемой частью национального костюма, придавая ему особую нарядность и торжественность.
Археологические данные свидетельствуют, что первыми украшениями были именно амулеты и талисманы – всевозможные ожерелья, браслеты, кольца и другие украшения, изготовленные из костей, зубов, когтей и других частей животных.
Слово «амулет» произошло от арабского слова, означающего «носить». В широком смысле это название применимо к любым украшениям-оберегам, которым приписываются магические свойства.
Появлению различных типов оберегов способствовала вера людей в их сверхъестественную силу, которая по представлению древних могла оградить человека от воздействия внешних недобрых сил, нападений врагов и животных. Обереги подразделяются на вещественные (предметные), символические и словесные (заговоры). В число вещественных оберегов входят различные амулеты и талисманы (от сглаза, порчи, болезней и т. д.), заговоренные народными целителями, знахарями, обладающими зарядом положительной энергии.

Каждый из типов амулетов имел специальное предназначение, место хранения и ношение. Обычно они хранились в отдельно отведенном месте или их вкладывали в амулетницы – бойтұмар, тұмарша или қолтықша, изготовленные из серебра. Такие амулеты можно было носить и как самостоятельное украшение. К наиболее простым типам относятся кожаные амулеты либо амулеты на тканевой основе, имеющие треугольную форму.
Обереги предназначались не только для людей, но и для жилища и домашнего скота. Например, шанырақ юрты женщины украшали яркими разноцветными кистями – шашақ, которые свисали с купола жилища, словно мерцающие звезды; на стены вешали богато вышитый ковер-оберег – түскииз, с пришитыми сбоку перьями филина – үкі и т. д. По традиции, появившегося на свет верблюжонка первое время оберегали и не показывали посторонним. Позже шили специальную яркую уздечку, к которой прикрепляли амулет-тұмар от сглаза. По словам очевидцев, такой обряд существует в Западном Казахстане и по сей день.
В Казахстане повсеместно в качестве оберегов использовали когти и перья филина. Казахи и киргизы почитали филина как священную птицу. Вероятно, это поверье было связано с осмыслением роли филина как птицы, бодрствующей ночью, и способной охранять людей от злых духов, действующих преимущественно в ночное время. Доктор исторических наук Ш. Тохтабаева в книге «Серебряный путь казахских мастеров» пишет: «Сова осмысливалась казахами двойственно. С одной стороны, она воспринимается как представитель темных сил и поэтому считается способной противодействовать отрицательным явлениям, поскольку зло, причисляя ее к своему разряду, не причиняет ничего дурного тому, кто ею обладает. С другой стороны, сова обожествляется. На птиц-тотемов в быту казахов существовал запрет охоты, но, вместе с тем, повсеместно в Казахстане в ходу были обереги из когтей, перьев филина. Приходилось сову покупать у представителей тех родов, где тотемами выступали другие животные. Таким образом, люди не нарушая запрета, одновременно приобщались к своему тотему, приобретая его защиту».
Для предотвращения сглаза и порчи пучок перьев филина – үкі, как правило, подвязывали к колыбели новорожденного ребенка. Из перьев филина делали султанчики для детских головных уборов, их пришивали сбоку на настенный ковер түскииз, а также подвешивали к домбре, чтобы оградить акынов от сглаза.
Пучки перьев филина как оберег используются также у киргизов, узбеков и туркмен. Якуты для защиты детей от воздействия негативных сил к колыбели ребенка подвязывали голову, коготь и клюв совы.
Образ птицы у казахов, как у многих народов мира, символизировал счастье, свободу и добро. Наделенный сильным охранным свойством үкі играл немаловажную роль в свадебной церемонии үкі-тағу. Родственники жениха в день сватовства родителей и родственников невесты одаривали подарками, а невесте прикалывали к ее головному убору үкі, после чего она считалась засватанной. Традиция үкі-тағу с некоторыми изменениями существует по сей день.
Казахи проявляли особый интерес также к подвескам-оберегам үкіаяқ, которые пришивали к женскому головному убору от сглаза. Обычно, эти украшения состоят из нескольких гармонично связанных между собой частей, отличающихся своеобразием форм и красотой декора. В собрании Государственного музея искусств им. А. Кастеева имеется уникальная по своему художественному и декоративному решению подвеска-оберег үкіаяқ, занимающая центральное место в одной из витрин в зале декоративно-прикладного искусства Казахстана. Эта интересная по своей конструкции үкіаяқ датируемая ХІХ веком была приобретена научными сотрудниками музея во время экспедиции в Восточном Казахстане. Изделие выполнено в традиционной форме, верхняя часть представлена в виде тумара с крупной прозрачной вставкой из стекла в центре и мелкими вставками из бирюзы по краям. Основой нижней части являются крупные разветвленные когти филина с множеством подвесок из коралловых бус и круглых вставок из стекла красного цвета на удлиненных цепочках.
Магико-охранную функцию в изделии играют когти филина оправленные в серебро, а также тумары, выполненные в виде треугольных пластин. Издавна треугольная форма считалась символом женского начала и мировой горы. Все религии отмечают многообразие мифологических функций мировой горы, которая воспринимается как модель вселенной, отражающей элементы и параметры космического устройства.
В ювелирных украшениях и амулетах вставки и подвески из камней применялись не только для декоративного завершения, они осмысливались как стерегущее око. Наиболее излюбленными камнями казахов были сердолик, кораллы и бирюза. Каждый камень наделялся определенной символикой, а также магическими и лечебными свойствами.
Кораллы, способствующие жизненному благу и большому потомству, часто применялись в украшениях как подвески. Семантическое значение красного цвета многозначно. Это цвет родовой крови, символ огня, энергии, солнца и тепла. Также большой популярностью пользовалась и бирюза, по предположению она приносила счастье, удачу и отражала самочувствие – в случае болезни бирюза меняла свой цвет.
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время украшения-обереги үкіаяқ не находят применения в современном быту и моде. Но по-прежнему продолжают пользоваться большой популярностью пучки перьев филина – үкі, которые, в качестве своеобразного талисмана, часто прикрепляют в салон автомобиля, на музыкальный инструмент – домбру, а также на настенные ковры в интерьере жилого дома. Все это свидетельствует о том, что в народе этот фетиш до сих пор не утратил своего первоначального значения – оберега.

Оставьте комментарий